Тайны древних петроглифов

Читатели, интересующиеся древнегреческой мифологией, конечно, знают, кто такой Харон. Он перевозил в своей ладье умерших по водам подземных рек до врат Аида. Но вот что интересно: неподалеку от села Шереметьево найдены древние изображения лодок с сидящими в них людьми. Возможно, как считают некоторые исследователи, они едут в свой Аид.

Харону за его услугу полагалось платить один обол. Древние аборигены, жившие на берегах рек, не знали денег. Наверное, заплатить могли рыбой. Но как раз рисунков рыб они почему-то не оставили. Зато оставили много загадок..
Рисунки древних людей застыли на скальных выступах в 140 км от места слияния с Амуром, по правому берегу р. Уссури.

Петроглифы на Уссури у села Шереметьево были первыми наскальными изображениями, описанными исследователями Приамурского края. Еще в 1859 году Р.К. Маак во время путешествия по Уссури,

«…видел изображение человека верхом на лошади, птицу, которая по своим очертаниям наиболее походила на гуся; также очерк человеческого лица с лучами, исходящими от него по всем направлениям, высеченный в весьма грубых и неполных очертаниях. Об этих исторических памятниках не осталось, однако же, никаких преданий между тамошними природными жителями, которых мне приходилось расспрашивать, но, судя по нынешнему состоянию изображений, можно отнести их к временам весьма отдаленным, потому что хотя они и высечены в твердой горной породе, однако же от атмосферного влияния стали неясны, а некоторые фигуры так изгладились, что трудно даже заметить их».

Разнообразие и многосюжетность древних рисунков на р. Уссури является характерной чертой нижнеамурских петроглифов. Основное место, безусловно, занимают стилизованные антропоморфные изображения — «личины». Их формы разнообразны: овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные.

В отдельную группу можно выделить череповидные личины, которые присутствуют во втором и третьем пунктах петроглифов. В двух пунктах как раз и есть стилизованные изображения лодок с сидящими в них людьми. К фаунистическим рисункам относятся изображения лося, оленя в «рентгеновском» стиле, тигра, кабана, лошади, птиц и змей.

В сюжетных мотивах петроглифов у Шереметьево особенно выделяются рисунки змей и водоплавающих птиц. Один из них — довольно крупное изображение лебедя с крестообразным пересечением туловища. Крест у многих народов издавна ассоциировался с огромной вселенной, а четыре конца символизировали четыре стороны света. Сами водоплавающие птицы играли важную роль в сотворении мира и земной поверхности, а в старых нанайских мифах были вместилищем душ умерших людей и шаманов.

Все рисунки на р. Уссури у Шереметьево выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов. Существует и некоторая загадка в образах шереметьевских и других нижнеамурских петроглифов. При широком «ассортименте» их сюжетов среди петроглифов нет ни одного изображения рыб. Хотя рыбный промысел у амурского населения был распространен с древнейших пор.

Когда спустя несколько десятилетий археологи вернулись к исследованиям петроглифов, то расстроились. В первом пункте петроглифов, который расположен ближе к селу, из изображений, описанных Окладниковым в 1958 году, на сегодняшний день сохранилось только одно — схематический рисунок лошади.

В пункте третьем в результате обрушения части скального массива утрачено несколько рисунков малых форм, а поверх некоторых изображений нанесены современные надписи масляной краской. Характерная особенность скальных базальтовых массивов с древними рисунками на р. Уссури — их интенсивное покрытие лишайниками. Они, увы, разрушают камни, препятствуют обзору и выявлению границ наскальных изображений.

О шереметьевских писаницах можно говорить долго, и они могут стать предметом научной статьи — с подробными описаниями, анализом, заключениями. Навряд ли это заинтересует широкого читателя. Но нельзя не упомянуть о двух выразительных личинах, которые представляют особенный интерес. Они были выявлены в 2009 году во время проведения совместных научно-исследовательских работ, организованных Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края и известными в области изучения петроглифов учеными-археологами из Москвы и Санкт-Петербурга Е.Г. Дэвлет и Е.Ю. Гиря.

Изображения двух личин можно трактовать, как единую композицию, так как они расположены вплотную друг к другу, на одной южной грани каменной ниши. Личины одинаковы по размерам, технике исполнения, но имеют существенные различия в передаче семантического образа. Создается впечатление, что изображены рядом мужское и женское лица.
Личина, расположенная слева, — овальной формы, выбита широким желобком. По всем сторонам (кроме правой, где она вплотную соприкасается с другой личиной) внешнего контура личина сплошь окружена длинными поперечными линиями, образующими своеобразный ореол. В верхней части лица, на лбу, выбиты три недлинные наклонные полосы, некоторое подобие свисающей челки. В центре располагается еще один контур в виде двух вертикальных волнообразных линий, напоминающих расширенную цифру 8. Внутри этого контура находятся большие круглые глаза с широкими зрачками. Под ними — небольшой нос в виде треугольника, а ниже показан узкий горизонтальный овал рта. Слева и справа, немного выше линии рта, рельефно выступают раздутые щеки.

Правая личина в верхней части сердцевидной, а нижней — овальной формы, выбита широким желобком. В левой части соприкасается с личиной, описанной выше, и имеет с ней в этом месте одну единую полосу внешнего контура. В верхней части лица, на лбу, расположены одна под другой три дугообразных полосы, повторяющие верхнюю часть сердцевидного внешнего контура. Глаза большие, округлые, со зрачками-ямочками по центру. Длинный нос чуть скошен в левую сторону, что создает впечатление полуоборота лица в сторону соседнего изображения. Ниже видна широкая линия рта с сомкнутыми губами.

Когда внимательно смотришь на эту композицию, понимаешь: перед тобой два противоположных по характеру лица, одно улыбчивое и радостное, второе — серьезное, даже злое. Уже в далекой древности самобытный художник на Шереметьевских скалах попытался передать различное настроение своих персонажей. Что хотел он выразить в этом сюжете, навеки застывшем в камне? Пока это неразгаданная тайна…

А. ЛАСКИН, заведующий сектором археологии Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края.

Из истории исследований

В 1860 году географ К.Ф. Будогоский поместил в газете «Амур», издававшейся в те годы в Иркутске, свои заметки о не совсем понятных ему изображениях на скалах по правому берегу Уссури. Более детальное расположение и описание древних наскальных изображений у Шереметьево сделал подполковник Генерального штаба Н. Альфтан.
В 1959, 1968 и 1970 годах изучение шереметьевских петроглифов проводит экспедиция под руководством А.П. Окладникова. Были калькированы почти все доступные изображения и проведена археологическая разведка

По материалам: — Тихоокеанская звезда 30.03.2012.

Комментарии со старого сайта ДВИС:

Удовиченко:
Особо ничего нового. К чему я прихожу так это к тому, что похоже все эти рисунки не такие уж и древние. В 58-м году исследовали — описали. Через 50 лет приехали — уже скальник обрушился, и ещё чего-то не нашли. Если такими темпами то за 500 лет там вообще вся скала бы обвалилась. Значит либо рисунков когда-то было ООООЧЕНЬ много, либо их срок создания намного раньше. А с учётом того, что я видел на Сикачи-Аляне, и если тут камни такие же — это ещё больше подтверждает недавность их создания. Максимум 1 тыс лет.
В статье большинство информации взято с того сайта, что я находил, под руководством Девлет — где куча фотографий Петроглифов.
Опять же надо искать старые книги, возвращаться к истока и смотреть что указано там — описания 1860 года Маака, Окладникова и т.п.

Макар:
Если они не такие уж старые, то вполне возможен вариант славянского происхождения этих изображений…?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *